Горячая линия
8 (800) 707-07-79
Как поддержать трансграничный грузооборот?

Как поддержать трансграничный грузооборот?

Как поддержать трансграничный грузооборот?

В системе международных грузоперевозок в последнее время происходят заметные изменения в географии маршрутов и характере риска. Председатель Совета директоров, Президент ООО СК «АРСЕНАЛЪ» Сергей Юрьевич Лобанов рассказал порталу «Страхование сегодня» о том, как новые страховые продукты помогут справиться с растущим риском в этой сфере.

Сергей Юрьевич, какие изменения грядут в области развития торговых маршрутов, как изменится транспортная инфраструктура в будущем? Какими организационными мерами со стороны государства будет обеспечиваться развитие трансграничной торговли и перевозок?

Сейчас идет создание единого транспортного коридора, связывающего Азию и Европу по территории России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Развитие новых торговых маршрутов и планы по присоединению к зоне свободной торговли ЕАЭС около 40 стран даст всем участникам существенные экономические выгоды. Для снижения пограничных барьеров и упрощение процедур при организации межгосударственных транспортных перевозок требуется создание упрощенных и прозрачных систем, принципы которых закреплены нормативными актами. В качестве примера можно привести организацию транзитных перевозок в Евросоюзе в соответствии с Конвенцией общего транзита по процедуре Т1. В свою очередь, ФТС России смогла предложить перевозчикам доступный механизм таможенного транзита в ЕАЭС.

Что такое «единая гарантийная система таможенного транзита»? Для чего она нужна?

Постоянно растущий поток товаров, пересекающих таможенные границы, формализация процедур таможенного оформления, изменчивость нормативной базы и требуют активно применять и развивать информационные технологии. Нам представляется целесообразным внедрение единой гарантийной системы электронных поручительств для таможенного транзита, позволяющей ускорить обязательные таможенные процедуры для перевозчиков, а главное - гарантировать стабильность работы таможенного транзита. На период таможенного транзита перевозчик (он же плательщик таможенных пошлин и декларант) обязан предоставить обеспечение в форме денежных средств, банковской гарантии, залога имущества или поручительства. Это условие носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения. Единая гарантийная система таможенного транзита представляет собой перспективное технологическое решение, при котором таможенные пошлины, НДС и акцизы при транзите не взымаются, однако в качестве обязательства соблюдать условий транзита предоставляется гарантия (обеспечение) уплаты всех таможенных пошлин и налогов.

Ваша компания предлагает новый страховой продукт – «страхование ответственности при таможенном транзите». В чём его главные отличия от существующих полисов страхования ответственности? Как это страхование работает?

Такое страхование предполагает, что при наступлении страхового случая СК «Арсеналъ» производит страховую выплату в пользу таможенных органов РФ в объеме таможенных платежей, подлежащих уплате застрахованным декларантом (за исключением пени). Дополнительно, в отношении застрахованных декларантов СК «Арсеналъ» принимает на себя обязательства поручителя перед таможенными органами РФ.

Для этого наша страховая компания разработала и внедрила с января 2012 года систему электронных поручительств для таможенного транзита на участке от границы РФ до таможенного органа назначения на территории ЕАЭС. Эта система работает на бездокументарной основе и в реальном масштабе времени, поэтому лишена недостатков, присущих «бумажным технологиям» (большая трудоёмкость, высокие расходы). Она позволяет построить стабильную систему таможенного транзита, которая не будет зависеть от желания и готовности разных стран сотрудничать с Россией в условиях международных санкций, обеспечив при этом весьма высокий уровень информационной безопасности.

При помещении товаров под процедуру таможенного транзита декларант представляет в таможенный орган транзитную декларацию. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и/или иные документы, содержащие необходимые сведения о товаре, определенные ст. 182 Таможенного Кодекса Таможенного союза. Форма и порядок заполнения транзитной декларации определены решением комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 289. Предлагаемое IT-решение базируется на положении о допустимости подачи транзитной декларации в электронном виде с заверением электронной цифровой подписью (ЭЦП). Для целей автоматизации используется также тот факт, что представление предварительной информации осуществляется в электронном виде не менее чем за 2 часа до перемещения товаров и транспортных средств через портал, сертифицированный ФТС. За счет подачи документов и их проверки таможенными органами заранее (до пересечения границы) образуется выигрыш во времени и сокращаются издержки, связанные с нахождением товара в пункте таможенного досмотра. При срабатывании системы управления рисками (СУР) таможни предусмотрено применение дополнительных форм таможенного контроля.

Сначала на основе информации из товаро-сопроводительных документов (CMR накладная, коммерческий инвойс, упаковочный лист) формируется стандартизованное дополнение к договору поручительства. Оно в рамках электронной системы документооборота (по выделенным каналам, на основании соглашений об информационном обмене, подписанное усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписью) поступает в Федеральную таможенную службу РФ. Дополнение к договору поручительства является обеспечительным документом для перевозчика при таможенном транзите. ФТС подписывает его квалифицированной электронной подписью, резервирует сумму обеспечения из предоставленного СК «Арсеналъ» лимита банковских гарантий и сообщает регистрационный номер дополнения. Этот номер по СМС отправляется перевозчику, который при въезде на таможенную территорию России представляет инспектору таможенного органа документы и транзитную декларацию, содержащую в графе «обеспечение уплаты таможенных платежей» этот самый регистрационный номер. Инспектор таможенного органа осуществляет проверку документов, а также выданного обеспечения (поручительства), его достаточности, и, в случае отсутствия замечаний к документам перевозчика, открывает таможенную процедуру таможенного транзита (оформляет транзитную декларацию).

Технология стала возможна благодаря тому, что в соответствии с договором поручительства, заключенным между нашей страховой компанией и ФТС России, мы, как поручитель, принимаем на себя солидарные с декларантом (перевозчиком) обязательства перед таможенными органами по уплате таможенных пошлин и налогов. Выполнение функции поручительства требует от страховой компании не только внедрения современных IT решений, но и значительных финансовых ресурсов (наша компания, например, предоставляет в ФТС России банковские гарантии на сумму более 8 млрд. рублей).

Подробнее...
Категория: Статьи
Яндекс.Метрика